Н — первый в России курьерский паровоз. Выпускался с 1892 по 1914 год на Брянском машиностроительном заводе, Воткинском заводе, Кировском заводе, Коломенском заводе, Луганском тепловозостроительном заводе, Невском заводе, Сормовском заводе, Харьковском заводе транспортного машиностроения. Построено 1083 паровоза.
Особенности:
Прост в эксплуатации и ремонте, самый распространённый пассажирский паровоз Российской Империи
Благодаря данному паровозу, время прохождения маршрута Санкт-Петербург — Москва сократилось до 13 часов Модификации:
НД — базовая модификация, несёт такое название с 1912 года (до этого просто Н), использован кулисный механизм Джоя
НВ (выпуск с 1901 года) — применена кулиса Вальсхарта