Наша аудитория Товарный знак Производство Изделия на заказ Офис Вакансии Отзывы и рекомендации
Создаем и продаем масштабные макеты и модели с 2001 года
0

Бронепоезд «Чусовской рабочий»

Бронепоезд «Чусовской рабочий»


Масштаб: 1:32


Поделиться:

Бронепоезд «Чусовской рабочий»

Бронепоезд «Чусовской рабочий», модель в масштабе. Моделлмикс - модели и макеты на заказ. Магазин готовых моделей

Выполнена модель бронепоезда «Чусовской рабочий», позднее «Щорс», год постройки 1942 в масштабе 1:32.

13 апреля 1942 года на Урале в городе Чусовом состоялся акт приемки бронепоезда «Чусовской рабочий». Это был один из 100 бронепоездов, построенных по всей стране к маю 1942 года. Но чусовской бронепоезд имел одно важное преимущество - он был защищён качественной бронёй из термически обработанной легированной стали. Обычно в начальный период войны «вследствие отсутствия качественной броневой стали бронепоезда строились из сырой броневой стали, а также из подручного металла».

Но город Чусовой, помимо металлургического завода, имел в окрестностях хромитовый рудник, на тот момент единственный в стране (другие рудники оказались на территории, оккупированной врагом). Благодаря этому, металлурги Чусового и смогли сделать качественную броневую сталь для своего бронепоезда, кстати, единственного, созданного в этом уральском городе.
Ещё 5 ноября 1941 года в городе Молотов (ныне Пермь) началось формирование 44-го отдельного дивизиона бронепоездов. Для дивизиона на Молотовском паровозоремонтном заводе к весне построили два бронепоезда, получивших имена «Котовский» и «Щорс». Броня у этих бронепоездов была «сырая». Тем не менее, командование 44-го дивизиона по официальному акту приняло эти бронепоезда. 

После этого в Молотов прибыл «Чусовской рабочий». Узнав, что этот бронепоезд имеет более качественную броню, военные решили переиграть… Но по бумагам в 44-м отдельном дивизионе уже значились бронепоезда «Котовский» и «Щорс»!..
Тогда было решено просто переименовать «Чусовского рабочего». «Рабочим» сначала заменили «Котовского», присвоив его имя…
Но что-то опять пошло не так - «Щорс» оказался хуже, чем думали, и хуже первого «Котовского»…
Поэтому решено первого «Котовского» вернуть, а заменить «Щорса»… В результате на бедном чусовском бронепоезде не успевала просыхать краска: сначала «Чусовской рабочий», затем «Котовский», затем «Щёрс» (с ошибкой) и уж после окончательно «Щорс». С декабря 1942 года и до конца войны имел № 758.
А первый «Щорс» официально оказался безымянным и имел номер 19. Хотя имя его всё же просвечивало сквозь краску, поэтому в анналах истории он фигурирует также как «Щорс», создавая определённую путаницу…. В августе 1942 года он был разбит в бою с немецкими танками на Кавказе под Моздоком.
Командиром бронепоезда №758 «Щорс» был назначен старший лейтенант Александр Иванович Гудков. Он родился в городе Вичуге 18 (31) августа 1911 года (на тот момент в семье крестьянина д. Сенниково Тезинской вол. Кинешемского у. Костромской губ.). Член ВКП(б) с 1931 года. В Красную Армию был призван в мае 1941 году Вичугским райвоенкоматом (это были так называемые «большие учебные сборы» - призыв в армию около 800 тыс. военнообязанных запаса).
Командиром бронепоезда №758 Александр Гудков был до конца войны, которую окончил в звании капитана. Получил высокие награды: орден Отечественной войны I степени (1943), орден Красной Звезды (1944), орден Отечественной войны II степени (январь 1945).

Родным братом командира бронепоезда был Павел Иванович Гудков (р. 1912, Вичуга), в 1945 году капитан административной службы, начальник отделения личного состава Оперативно-строевого отдела штаба желдорвойск 3-го, затем 4-го Украинского фронта. На войну был призван Вичугским райвоенкоматом 22 июня 1941 года. Воевал также на Западном, Центральном и Южном фронтах, в апреле 1943 года был ранен и контужен. Был награждён медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги» (1944), орденом Отечественной войны II степени (1945).
Формирование 44-го отдельного дивизиона бронепоездов (одбп) закончилось 16 апреля 1942 г., 29 апреля бронепоезда прибыли в Москву. Здесь они прошли испытания обстрелом, а также было проведено их дооборудование.

15 июля 1942 г. дивизион убыл в распоряжение командования Сталинградского фронта, но 18 июля на станции Добрика «задержан до особого распоряжения».
19 июля 44-й одбп передали в состав войск Воронежского фронта с дислокацией на станциях Графская и Тресвятская. Включенный в 40-ю армию, дивизион получил задачу «не допустить прорыва немецких войск на северо-восточную и восточную окраины Воронежа и прикрыть тылы от авианалётов».
19 ноября 1942 г. дивизион переподчинили 60-й армии. 16 февраля 1943 г. передали в состав 3-й танковой армии с задачей охраны тыла на участке Валуйки - Купянск. В марте - апреле бронепоезда отразили более десятка авианалётов, при этом подбив 12 самолетов противника.
В марте от разрыва авиабомбы бронепоезд 758 был сброшен с рельсов с повреждением ходовой части двух бронеплощадок, но в течение суток был восстановлен и приведён в боевую готовность.
«Бронепоезд 758 старшего лейтенанта ГУДКОВА А.И. в апреле м-це 1943 года имел задачу прикрыть станцию Валуйки с Ю-З стороны от вражеской авиации. Умело маневрируя огнём и колёсами бронепоезда т. ГУДКОВ всегда неожиданно встречал огнём на подходе к станции, вражескую авиацию, которую сбивал с боевого курса и она в беспорядке сбрасывала бомбы куда попало, не причиняя почти никакого ущерба станции. Показывая образцы смелости и умения в отражении атак самолётов противника, БЕПО-758 под управлением старшего лейтенанта ГУДКОВА за период с 5.3. по 20.4.1943 года сбил ДЕВЯТЬ самолётов противника» (из наградного листа А.И. Гудкова).
Затем бронепоезда отправили в ремонт на Канашский вагоноремонтный завод. Одновременно с ремонтом провели и перевооружение составов, заменив пушки Лендера на танковые Ф-34. Работы закончили 30 июля 1943 года, после чего дивизион перебросили на станцию Крюково Октябрьской железной дороги в резерв Ставки ВГК.
9 февраля 1944 г. 44-й одбп по маршруту Крюково – Калинин - Великие Луки – Невель - Городок убыл в распоряжение штаба 1-го Прибалтийского фронта. Включённый в состав 43-й армии дивизион к 20 февраля сосредоточился на станциях Б. Прудок и Сычиха с задачей поддержки частей 145-й стрелковой дивизии. С этих позициях в апреле - мае было произведено несколько огневых налётов по переднему краю немецкой обороны.
«Тов. ГУДКОВ, участник боёв за Родину против немецких захватчиков, показал мужество, стойкость и отвагу, участник боёв на Воронежском и Юго-Западном фронтах.
Руководя огнём бронепоезда 758 «ЩОРС», т. ГУДКОВ подавил огнём 13 мая 1944 года ТРИ цели.
12 июня 1944 года, поддерживая разведгруппу 599 СП огнём бронепоезда, подавил около 7 целей, кроме того, прикрывал огнём бронепоезда отход разведгруппы из траншей противника, в результате разведгруппа взяла контрольного пленного и без потерь вернулась обратно» (из наградного листа А.И. Гудкова от 16 июня 1944 г.)
Во время наступления частей 145-й стрелковой дивизии 24 июня 1944 г. бронепоезда вели огонь по позициям противника, способствовав нашим частям в прорыве немецкой обороны. В этот день 44-й одбп уничтожил 2 пулемета, 2 миномета, два 75-мм орудия и до 50 солдат и офицеров, 2 человека было взято в плен. Всего в боях 22 - 24 июня бронепоезда израсходовали 2400 снарядов.

После того, как фронт отодвинулся на запад, из-за разрушенной железной дороги дивизион вывели в резерв и сосредоточили на станции Б. Прудок. Отсюда 10 сентября он убыл по маршруту Витебск – Полоцк – Вильно – Шауляй - станция Димзас, куда прибыл 20 сентября 1944 г. Здесь 44-й одбп придали 10-му стрелковому корпусу 51-й армии 1-го Прибалтийского фронта и включили в огневой резерв.
1 октября 1944 г. самолёт противника МЕ-110 сбросил с бреющего полёта на бронепоезд 758, выдвигавшегося для огневой атаки противника, девять бомб, одна из них попала между платформой ПВО и 4-й бронеплощадкой. Платформа ПВО была сброшена с рельс, ж.д. путь разрушен. Платформа ПВО вышла из строя, у 4-й бронеплощадки отбита броня нижнего борта, перебиты соединительные трубы, выбит десантный люк. Один боец был легко ранен. Утром 2 октября бронепоезд вернулся на станцию Димзас.
По распоряжении штаба фронта к 23 октября (после восстановления железной дороги) дивизион сосредоточился на станции Байорен в 18 километрах севернее Мемеля (ныне Клайпеда). Здесь бронепоезда вошли в состав 43-й армии и были приданы 235-й стрелковой дивизии 92-го стрелкового корпуса. К этому времени части Красной Армии отрезали в районе Мемеля крупную немецкую группировку.
В октября - ноябре 1944 г. бронепоезда «Котовский» и «Щорс» вели огонь по позициям противника, израсходовав за пять огневых налётов более 3000 снарядов.

10 января 1945 г. после артиллерийской подготовки части Мемельской группировки противника неожиданно атаковали наши позиции, прорвавшись к рубежу Клауспуссен - Ягуттин. 44-й дивизион, имевший задачу поддержать пехоту 92-го стрелкового корпуса и не допустить прорыва, действовал на участке Мемель - Кретинген, вступил в бой с прорвавшимися немецкими частями, которые поддерживали несколько танков. Ведя огонь с дистанции 800 - 1000 метров прямой наводкой, бронепоезда подбили два танка и уничтожили сопровождавший их танковый десант. Подошедшие части 92-го стрелкового корпуса ликвидировали прорыв.
В течение 10 - 14 января 1945 г. бронепоезда дивизиона ежедневно вели огонь по противнику, оказывая поддержку своей пехоте в районе Клауспуссен. Всего за это время было уничтожено до 120 солдат и офицеров противника, 13 пулеметов, 4 блиндажа, 2 наблюдательных пункта, 2 танка, подавлен огонь нескольких артиллерийских и минометных батарей.

«В боях с немецко-фашистскими захватчиками командир бронепоезда 758 капитан ГУДКОВ А.И. за период с 10.1. по 14.1.1945 г. в бою северо-восточнее г. Мемель, руководя огнём бронепоезда, нанёс большой урон пехоте и огневым средствам противника. 10.1.45 г. при наступлении противника огнём отрезал наступающую пехоту противника от танков, тем самым приостановил дальнейшее продвижение вглубь нашей обороны, в результате, неся большие потери, враг был остановлен на рубеже Школа, станция Клауспуссен.
С 11.1. по 14.1.45 г. капитан Гудков поддерживал наступление нашей пехоты, всё время вёл прицельный огонь, причем огнём бронепоезда было подавлено 5 пулемётных точек, 1 мин. батарея, 2 наблюдательных пункта, убито до 50 солдат и офицеров пр-ка, взорвана бензоцистерна в районе Пауль-Нармунд» (из наградного листа А.И. Гудкова от 16 января 1945 г.).
С 15 по 25 января 1945 г. на Мемельском направлении царило затишье, а на следующий день немцы начали отход. Узнав об этом, части 43-й армии перешли в наступление и 28 января захватили Мемель. Части противника отошли на косу Курише-Нерунг и далее на юг. В течение 26 - 28 января бронепоезда 44-го дивизиона поддерживали огнём действия частей 92-го стрелкового корпуса по ликвидации Мемельской группировки немцев. Боевая работа дивизиона получила высокую оценку - приказом Верховного Главнокомандующего № 056 от 5 апреля 1945 г. 44-му одбп присвоили почетное наименование «Клайпедский».

Переданный в состав 4-й ударной армии дивизион до 24 февраля находился на станции Байорен, затем его перебросили в район Руцава против Курляндской группировки противника, а оттуда 6 марта - на станцию Латкутые.
После окончания Великой Отечественной войны 44-й одбп, переданный 6-й гв. армии, сосредоточился в Байорен, 6 июня перешёл в Мемель, где находился до 5 декабря. К 12 декабря дивизион перебросили в Москву, а на основании директивы Генерального Штаба № орг/1/85511 от 9 декабря 1945 г. дивизион приступил к расформированию, которое завершилось в январе следующего года.

Всего за годы войны дивизионом было сбито 17 самолётов: 10 самолётов сбил бронепоезд 758 «Щорс», 7 самолётов – бронепоезд 673 «Котовский». Сбитые самолёты, как и в авиации, обозначались звёздочками на борту бронепоезда. 10 звёздочек красовалось под именем «Щорс».

Похожие проекты