На базе проекта ракеты Х-90 в конце 1980-х - начале 1990-х годов был создан экспериментальный гиперзвуковой аппарат - ГЭЛА. Согласно неподтвержденным данным из ТВ-программ первые летные испытания или прототипа Х-90 или ГЭЛА состоялись на авиабазе Энгельс в начале декабря 1987 г. Впервые на публике аппарат ГЭЛА был продемонстрирован на открытой стоянке у павильона МКБ «Радуга» на авиасалоне МАКС-1995. Аппарат длиной около 12 м оснащен сверхзвуковым воздушно-реактивным двигателем, использующим керосин. Его старт осуществляется с самолета-носителя Ту-95. После сброса ГЭЛА раскрывается треугольное складное крыло и вертикальное оперение, запускается твердотопливный двигатель, размещенный в камере сгорания CПВРД и разгоняющий аппарат до сверхзвуковой скорости. Затем вводится в действие маршевый двигатель, обеспечивающий крейсерский гиперзвуковой полет при М= 4-5. Маршевый СПВРД с каналом догорания РДТТ-ускорителя разработан ТМКБ «Союз», главный конструктор - Д.Д.Гилевич. Стендовые испытания ПВРД для ГЭЛА были успешно завершены в октябре 1988 г. На МАКС-99 была показана ГЛЛ, созданная в МКБ «Радуга», оснащенная керосиновым прямоточным двигателем. Аппарат мог совершать длительный (3400 сек!) маршевый полет со скоростями М=2,3–4,5 на высотах от 8 до 27 км.