У каждого города свое лицо. Свой, неповторимый образ – он создается из множества мелочей. Как правило, у каждого города есть одна, «особая примета» - по ней одной город легко узнается, со временем она обрастает легендами, слухами, приметами и особыми ритуалами. Примером могут послужить Петергофские фонтаны, звезды Московского кремля, Парижская Эйфелева башня, наконец! Таких монументальных изысков архитектурной мысли у нас в городе, конечно, нет. Но символ у Жуковского есть - и, в отличие от фонтанов, башен и Кремлевских звезд – он самый что ни на есть боевой, пролетевший в небе не одну тысячу километров. Легендарный самолет - образ, переживший время и не один десяток модификаций – МиГ-21, установленный в качестве памятника на небольшом зеленом треугольничке между улицами Менделеева и Гагарина. Наверное, ни у кого не возникает вопроса – почему, собственно, именно самолет? Сложно представить, что еще может являться символом нашего города. После Великой Отечественной Войны практически все самолеты Советского Союза испытывались у нас, в Жуковском. ОКБ им. Микояна и вовсе было создано для разработки рабочего проекта и создания самолета И-200 (который позднее получил имя МиГ-1), и позднее занималось разработками следующих МиГов. Но почему именно – Миг-21? Двадцать первый МИГ действительно легендарен – это одна из самых замечательных моделей, обладающая удачной конструкцией и аэродинамической схемой. Этот самолет во время испытаний достигал скорости 2 200 км/ч, потолка 18 000 метров и дальности полета 1 100 километров – в то время это стало настоящим прорывом! МиГ-21 находится на вооружении КНР (китайский вариант МиГ-21Ф13, находится в серийном производстве до сих пор) и Индии до настоящего времени, а ведь с момента его разработки прошло более сорока лет! Как создавалась легенда В 1953 году в ОКБ А.И. Микояна началась разработка нового фронтового истребителя перехватчика. На тот момент уже имелся опыт боевых действий на реактивных МиГ-15 при боевых действиях в Корее. В итоге летных испытаний из многих прототипов был выбран самолет Е-6 с треугольным крылом. В 1958 году истребитель, получивший обозначение МиГ-21Ф, поднялся в воздух. Уже в 1959 году новый истребитель поступил в Центр боевого применения и переучивания летного состава в г. Воронеже, где он моментально получил прозвище «балалайка» за свои характерные очертания. Примерно в то же время на вооружение поступила ракета К-13 с тепловой головкой самонаведения, которая была разработана на основе попавшей в руки наших конструкторов ракеты американского производства AIM-9B Sidewinder. Эти ракеты сами наводились на цель по инфракрасному излучению, поэтому не требовали подсветки цели локатором. Это расширяло возможности их применения, но для полного использования такого вооружения в боевой обстановке остро встала необходимость установки на МиГ-21 собственной РЛС (радиолокационной станции), способной самостоятельно вести поиск целей на больших дистанциях как днем, так и ночью. Самолет, отвечающий новым требованиям, был рекомендован в серийное производство в 1960 году под обозначением Миг-21ПФ. За этой модификацией стояли довольно драматические испытания, окончившиеся разрушением двух машин. Однако не смотря на это, после большого количества доработок, военная авиация получила превосходный всепогодный истребитель-перехватчик, способный обнаруживать цели на расстоянии до 20 километров и сопровождать их на расстоянии до 10 километров. На нем было установлено новое радиолокационное оборудование и отсутствовали пушки. Тогда воздушный бой представлялся только как обмен ракетными ударами, но реальность оказалась иной. В дальнейшем было выпущено более сорока модификаций этого фронтового истребителя перехватчика. Последней, самой совершенной, стала модификация МиГ-21бис. Обладая еще более высокой маневренностью, разгонными характеристиками и скороподъемностью чем предшественники, истребитель этой модификации можно отнести к третьему поколению, а по ряду параметров он сопоставим даже с американскими самолетами F-15 и F-16 четвертого поколения. Существенно доработано было также и бортовое, радиолокационное и навигационное оборудование. Истребители МиГ-12бис производились серийно в 1972-1974 годах на Горьковском заводе, впоследствии началось лицензионное производство в Индии. Однако вернемся к МиГ-21Ф и Миг-21ПФ, ведь именно они заложили фундамент славы всей линейки 21-х МиГов. Новый советский истребитель разрабатывался одновременно с многочисленными локальными военными конфликтами, которые проходили в мире на тот момент. Одним из масштабных конфликтов являлась война во Вьетнаме, где армия США воевала с Демократической Республикой Вьетнам. Естественно, советское правительство приняло решение помочь союзнику военной техникой и консультантами. Главным противником Миг-21 в этой войне стал самолет ВВС США F-4 «Фантом». Американский истребитель обладал более мощным вооружением, более мощной РЛС и вторым членом экипажа, но несмотря на эти факторы, МиГ-21 оказался более эффективным. За период с 1966 по 1972 год ВВС США удалось сбить пятьдесят четыре «двадцать первых», а МиГи, в свою очередь, сбили сто три Фантома. Соотношение почти два к одному - и это, учитывая, что Фантом стоил в несколько раз дороже МиГа. Не спасло ситуацию даже создание американцами летной школы под кодовым названием Top Gun. Она была придумана специально для повышения квалификации летчиков в этой войне. Несмотря на захватывающее описание подвигов ее учащихся в одноименном фильме с Томом Крузом – маленькие вьетнамские летчики на вертких МиГах все равно продолжали с успехом сбивать Фантомы. Справедливости ради, надо отметить, что F-4 не был приспособлен к завоеванию боевого превосходства в воздухе - однако другого самолета, способного решать такие задачи, у ВВС США не было. Такие самолеты были созданы уже позже, и во многом под влиянием Миг-21. Ими стали F-15 «Игл» и F-16 «Фалкон». Недостатком Фантома можно так же считать конструктивные недоработки, например - течи в топливной системе, дефекты гидросистемы управления, и другие поломки вынудили американских военных в 1966-67 годах вернуть 385 самолетов для исправления дефектов на завод. Миг-21 стал участником и других локальных конфликтов, и везде показал себя как один из лучших истребителей перехватчиков своего времени. Под управлением подготовленных летчиков подразделения этих самолетов неизменно решали поставленную задачу – захватывали господство в воздухе. Во время войны над Голанскими высотами в арабо-израильском конфликте 1973 года МиГ-21 противостоял еще одному истребителю того времени, гораздо более приспособленному к завоеванию господства в воздухе, чем Фантом – речь идет о самолете Мираж. Несмотря на его превосходные характеристики, за 18 суток военных действий победа опять осталась за МиГ-21 – пятьдесят семь потерянных МиГов, против ста пяти канувших в Лету миражей. К настоящему времени произведено более десяти тысяч «двадцать первых», и МиГ-21 по праву является самым массовым сверхзвуковым самолетом ХХ века. История памятника Одни из отцов памятника: Башлаков А.П., Валяев В.М., Смирнов Е.А. Одни из отцов памятника: Башлаков А.П., Валяев В.М., Смирнов Е.А. Инициатива создания этого монумента принадлежит первому секретарю Жуковского Горкома партии – Сергею Васильевичу Перфильеву. Где то в середине восьмидесятых он собрал руководителей города и поручил им создать для города памятник – а в качестве «модели» был выбран знаменитый истребитель МиГ-21. Решить – просто, а достать самолет для установки его в качестве памятника – сложнее. Городские власти, по зрелому рассуждению, поручили поиск и доставку самолета организации, находящейся к этому ближе всего – нашему любимому ЛИИ. Основная сложность состояла в поиске борта, отвечающего всем требованиям: во первых, этот самолет уже не должен был находиться на вооружении – искать нужно было среди подлежащих утилизации самолетов. А во вторых, этот же самолет должен был находиться в достаточно приличном хотя бы внешне состоянии – всетаки будущий городской символ! Наконец соответствующий требованиям борт был найден в парке ВВС, и было получено разрешение его не списывать, а установить в качестве памятника. До снятия с вооружения наш с вами МиГ-21 был приписан к Качинскому Авиационному училищу, где честно прослужил от начала до конца своей небесной карьеры. К моменту получения разрешения на установку его в качестве памятника МиГ-21 был не в лучшей форме. Самостоятельно взлететь он уже не мог – и встал вопрос о доставке самолета в Жуковский. Этим вопросом занимался заместитель начальника ЛИИ по летной службе - генералмайор авиации Васин Валентин Петрович. В общем, МиГ-21 – не перышко, и для переноса нашего с вами – на тот момент еще будущего – памятника, был командирован самолет АН-12, который успешно справился с поставленной перед ним задачей. От редакции: в нашем городе есть еще один памятник самолету МиГ-21 – такой же списанный из парка ВВС борт, доставку которого осуществляли из Средней Азии. Но сфотографироваться под его крылом могут немногие – этот памятник находится на территории ЛИИ. Пока ЛИИ было занято поиском и доставкой будущего монумента, главное архитектурное управление нашего города дотошно изучало все улицы и переулки с целью нахождения наиболее достойного места для установки. По прошествии времени с уверенностью можно сказать – с этим архитекторы не ошиблись. За время, прошедшее после установки памятника, город изменился – но самолет до сих пор смотрится гармонично. Мимо него сложно проехать, не обратив внимания – многие, бывавшие в нашем городе лишь однажды или проездом, прекрасно помнят его. «Где живешь? А-аа, в Жуковском – это где самолет?» После того, как архитекторы определились с местом установки двадцать первого МиГа, перешли к следующему шагу. Как, собственно, прикрепить к земле этот самый легендарный «двадцать первый»? Эскизный проект стелы вы итоге был разработан ведущим конструктором пятого отделения ЛИИ Федором Ивановичем Чмель. А тем временем самолет уже был доставлен в 5 отделение - «опытное производство института» ЛИИ. МиГ был не в лучшем виде и потребовал длительной процедуры по его зачистке и приведению «в божеский вид». Сначала с него был снят двигатель и демонтированы все внутренние агрегаты планера, а после уже произвели очистку его внутренней поверхности Потом МиГ изнутри обработали защитным покрытием, а снаружи покрыли настоящей авиационной эмалью, и теперь уже больше похожий на «легендарный символ» самолет был готов к дальнейшей транспортировке. Все работы по подготовке самолета к установке были проведены под руководством опытного инженера технолога Замри Серафимы Антоновны. Пока нашему с вами будущему памятнику «чистили перышки», разработчик стелы продолжал «монументальный» процесс. Стела стелой, но разработка балки, рамы и узлов крепления подставки самолета тоже заняла немало времени и потребовала нестандартного подхода. Инженер прочнист Евгений Александрович Смирнов выполнил расчет на прочность конструкции, и решение было найдено – балку поставили на силовые узлы крепления двигателя, и она заняла место самого «пламенного мотора». Организацией технологической подготовки руководил главный технолог ОКБ - Валяев Виктор Михайлович, производственные работы выполнялись под руководством начальника производства – Тормышева Василия Тихоновича, а ответственным за выполнение указанных работ был назначен начальник ОКБ – Федорович Вячеслав Фомич. За дело теперь взялись городские организации – на выбранном для установки месте был выкопан большой котлован. В него установили раму, на которой крепилась балка, и все это было залито двадцатью кубометрами бетона. МиГ-21 тут же, на месте, был во второй раз покрыт авиационной эмалью, и стелу облицевали нержавеющей сталью – этими работами занималось ОКБ имени Мясищева. Под блестящим свежеокрашенными боками новорожденным памятником разбили аккуратный газон, и город обрел еще одну достопримечательность. Памятник установили в 1976 году – ему более тридцати лет, но благодаря высокому уровню подготовки и проведения работ по установке наш самолет и по сей день уверенно «взлетает», и ему не страшны ни ветра, ни солнце, ни дожди. За техническим состоянием и ремонтом памятника до сих пор следит пятое отделение ЛИИ. Сегодня по заявкам из городской мэрии «лиевцы» с помощью соответствующего оборудования чистят и красят самолет к праздникам – время идет, сменяются поколения и цветочный рисунок на газоне у памятника, но бока нашего МиГа с момента установки до нынешнего времени всегда покрывают одной и той же краской - авиационной эмалью АС599. От редакции К сожалению, нам не удалось выйти на след формуляра стоящего у нас борта МиГ-21. Факты, приведенные в статье, были рассказаны очевидцами и участниками установки памятника, сотрудниками пятого отделения ЛИИ, за что им – огромное спасибо. В случае, если вы обладаете интересными фотографиями, достоверными историями установки и проектирования городских памятников или иных достопримечательностей – мы будем рады сотрудничеству с вами. История не щадит подробности – а они, зачастую, и являются той самой интересной изюминкой, вдыхающей в памятники жизнь. Ну и напоследок хочется напомнить, что помимо нашего Жуковского, памятники самолету МиГ-21 установлены и в других городах. Среди них Ачинск, Краснодар, Майкоп, Воронеж, Москва, Батайск, Ржев, Тамбов, Курган, Ставрополь, и это не полный список.